Начиная разговор об освещении, трудно избежать банальностей. В голову приходит прописная истина, что человек — создание дневное, поэтому в большинстве случаев он взаимодействует со светом, а не укрывается от него. Вторая банальность касается созерцания пламени (отсюда особенности камерного освещения). И третья — что каждый, в принципе, примерно представляет, как и чем освещать свое жилище.Во времена, когда единственным видом человеческих жилищ были крытые стоянки первобытного стада, вопрос освещения решался просто. В пещере (позж13.jpgе хижине) обязательно имелся костер (очаг). Дневной свет допускался через входное отверстие и сверху, сквозь потолочный дымоход. В холодное время года естественное освещение практически отсутствовало.С развитием человеческого общества и появлением понятия «интерьер» эстетическая функция света стала постепенно уравниваться с утилитарной. Изначально оконный проем был просто узким отверстием, затянутым пузырем или оснащенным ставнем. Попросту говоря, первые узкие окна-бойницы служили для того, чтобы разглядеть подступающего противника и начать оборонительные мероприятия. Назывались эти окна амбразурами.В эпоху Византии и Средневековья окна по-прежнему были небольшими и имели прямоугольное или полуциркульное завершение. Тот, кто мог себе позволить остекление, заказывал на окна подвижные деревянные рамы. В них вставлялись маленькие стекла, разделенные свинцовыми прутками и деревянными поперечинами. Часто стекла были цветными. Окно с полуциркульным завершением могло остекляться в верхней (полукруглой) части, тогда как нижняя закрывалась изнутри глухими деревянными ставнями. Стекла в верхней части делались ромбовидными или круглыми, с утолщением посередине.В готический период окна уже были значительных размеров и разнообразных конфигураций. Наряду с легко представимыми высокими окнами со стрельчатыми завершениями, существовали круглые окна-розетки. Переплеты имели канонические очертания трилистника, крестоцвета или рыбьих пузырей. Окно-розетка могло заполнять стрельчатое завершение большого окна. Узор переплета получался чрезвычайно сложным и мог сочетать в себе все вышеперечисленные формы. Чуть реже (в основном в эпоху поздней готики) встречались окна в виде занавеса: их большие полотна разделялись только вертикальными стойками при полном отсутствии декора в верхней части.

Оставить комментарий